Что такое поправка Джексона-Вэника (СПРАВКА)
Поправка от 1974 года конгрессменов Генри Джексона и Чарльза Вэника к Закону о торговле США ограничивала торговлю со странами социалистического блока, препятствующими эмиграции евреев и других своих граждан.
Поправкой Джексона-Вэника запрещалось предоставлять режим наибольшего благоприятствования в торговле, предоставлять государственные кредиты и кредитные гарантии странам, которые нарушают или серьезно ограничивают права своих граждан на эмиграцию. Поправкой также предусматривалось применение в отношении товаров, импортируемых в США из стран с нерыночной экономикой, дискриминационных тарифов и сборов.
Формально эта норма была введена из-за ограничений на эмиграцию советских граждан, однако действовала она и в отношении других стран - КНР, Албании, Вьетнама.
После 1985 года, с введением в СССР свободы эмиграции, поправка утратила свое первоначальное значение. Но американский Конгресс так до сих пор и не отменил поправку Джексона-Вэника, в связи с этим начиная с 1989 года президенту США приходилось ежегодно "приостанавливать ее действие" своим указом.
В 1994 году, при президенте Клинтоне, Россия получила гарантии автоматического продления режима благоприятствования в торговле, в связи с чем была устранена необходимость ежегодного подтверждения моратория на действие поправки. Что касается бывших республик СССР, то для некоторых из них поправка Джексона-Вэника была отменена – это касается Киргизии, Грузии, Армении и Украины.
В 2003 году конгрессмен Ричард Лугар заявил, что эта поправка больше не актуальна: по его мнению, поправка распространяется исключительно на двусторонние отношения США-Россия и на проблемы свободы эмиграции. "На протяжении многих лет поправка Джексона-Вэника была эффективным инструментом, обеспечивавшим свободу эмиграции, но прикладывать ее к современной России бессмысленно, - подчеркнул председатель сенатского комитета. - С 1994 года все администрации [США] подтверждали, что Россия полностью отвечает требованиям свободы эмиграции", - отметил в своем заявлении конгрессмен Лугар.
Дебаты на эту тему продолжались в американском Конгрессе несколько лет. В 2005 году Россия активизировала свои действия, направленные на отмену поправки Джексона-Вэника.
В феврале 2009 года председатель комитета по международным делам Палаты представителей Конгресса США Том Лантос стал инициатором очередной кампании за отмену поправки, однако из-за заявлений Владимира Путина о перенацеливании российского ядерного оружия на Европу и эта попытка забуксовала.
Но в июле 2009 года президент США Барак Обама заверил руководство России, что снятие поправки Джексона-Вэника будет одним из приоритетов его администрации. Выступая на российско-американском бизнес-форуме, Обама признал, что миллиарды долларов были потеряны в торговле с Россией из-за того, что не были обновлены американские законы.
(c
http://www.newsru.com/russia/21dec2010/venik.html#1 )
11 декабря ведущая американская газета The New York Times опубликовала статью, в которой приводила расшифровки аудиозаписей, обнародованных Президентской Библиотекой и Музеем им. Ричарда М.Никсона.
Зафиксированный на пленке разговор между президентом Никсоном и госсекретарем Генри Киссинджером состоялся за год до принятия поправки Джексона-Вэника - 1 марта 1973 года, сразу после встречи главы Белого дома с премьер-министром Израиля Голдой Меир и за несколько месяцев до разразившегося "Уотергейта", завершившегося отставкой Никсона.
Встречаясь с Никсоном, Голда Меир затронула проблему гонений евреев и полуофициального антисемитизма в СССР. Она предложила усилить американское давление на советских чиновников, вынудив их таким образом дать добро на еврейскую эмиграцию.
Комментируя эту просьбу, Киссинджер заявил Никсону следующее: "Эмиграция советских евреев не входит в список приоритетов американской внешней политики. И даже если их пошлют в газовые камеры, это не станет проблемой американцев, разве что гуманитарной".
Никсон согласился с госсекретарем, подчеркнув, что США не могут "разнести весь мир" ради советских евреев, а также назвав представителей этой национальности "грубыми, агрессивными и неприятными личностями".
When foreign policy realism isn't realistic
By Michael Gerson
Tuesday, December 21, 2010
Early in his service as President Nixon's national security adviser, Henry Kissinger paid a visit to his homeland. The West German government suggested to the press that Kissinger intended to visit some relatives. "What the hell are they putting out?" Kissinger vented to his aides. "My relatives are soap."
Blunt, and true. Kissinger had left Germany in August 1938 as a 15-year-old refugee, three months before Kristallnacht. His granduncle, three aunts and other relatives were murdered in the Holocaust.
So it is appalling to hear Kissinger, an epic life later, telling Nixon on a scratchy recording from March 1, 1973: "Let's face it: The emigration of Jews from the Soviet Union is not an objective of American foreign policy. And if they put Jews into gas chambers in the Soviet Union, it is not an American concern. It may be a humanitarian concern."
Some commentators have attempted to provide a psychological explanation for this incident, having to do with the struggles of a Jew in an anti-Semitic White House. But this effort is not necessary. Kissinger's words were not the expression of a quirk but of an argument. In 1969, he had publicly declared: "We will judge other countries, including communist countries, on the basis of their actions, not on the basis of their domestic ideologies." This is a common assertion of a school of foreign policy called "realism" - that only the external behavior of regimes really matters, that their internal conduct does not concern American interests. It is a view currently popular, even ascendant, among foreign-policy thinkers. Kissinger was merely being unsentimental in its application.
In response to the recent release of the recording, Kissinger said his words "must be viewed in the context of the time." That context was a debate over the Jackson-Vanik Amendment of 1974. The Soviet government - which both practiced anti-Semitism and resented the brain drain of Jewish departures - had imposed heavy fines on emigres. Sen. Henry Jackson and Rep. Charles Vanik, supported by American Jewish groups, responded with legislation that linked normal trade relations with the Soviet Union (and other "non-market" economies) to the freedom to emigrate.
Kissinger believed that detente with the Soviet Union was of overriding importance and that human rights issues should only be raised quietly, on an unrelated diplomatic track. "The Jewish community in this country, on that issue," he told Nixon, "is behaving unconscionably. It's behaving traitorously."
But Jackson-Vanik turned out to be a pivot point in the Cold War. After an initial drop in emigration, the legislation exerted two decades of pressure on Soviet leaders, eventually resulting in higher emigration levels. It pressed one of the West's most powerful ideological advantages against the Soviet Union by demonstrating the weakness of a system that must build walls to keep its people from fleeing. This emphasis on human rights inspired not only Jewish refuseniks but other groups and nationalities that inhabited the Soviet prison.
Jackson-Vanik was both a rejection of Kissinger's realism and a preview of Reaganism. It asserted that oppressive regimes are more likely to threaten their neighbors, placing human rights nearer the center of American interests. It elevated standards of human dignity that were direct threats to regimes premised on their denial.
Henry Kissinger is not a simple villain, because he is not a simple anything. Complexity is his creed. In other circumstances, he was a friend to the state of Israel. He skillfully navigated a difficult patch in the Cold War. In later writings, he has recognized the role of idealism in sustaining American global engagement.
This 37-year-old quote does not characterize an entire career. But it illustrates the narrowness of foreign policy realism. It has a sadly limited view of power, discounting American ideological advantages in global ideological struggles.
Realists often hold a simplistic view of great-power relations, asserting that any humanitarian pressure on Russia or China will cause the whole edifice of global order to crumble. This precludes the possibility of a mature relationship with other nations in which America both stands for its values and pursues common interests.
And from this historical episode, it is clear that repeated doses of foreign policy realism can deaden the conscience. In President Nixon's office, a lack of human sentiment was viewed as proof of mental toughness - an atmosphere that diminished the office itself. Realists are often dismissive of Manichean distinctions between good and evil, light and darkness. But in the world beyond good and evil, some may be lightly consigned to the gas chambers.
michaelgerson@washpost.com
http://www.washingtonpost.com/wp-dyn/content/article/2010/12/20/AR2010122003903.html